Ромодановский вокзал
Место, связавшее миллионы судеб

Производство компании «НоваКард» находится в стенах исторического здания – бывшего Ромодановского железнодорожного вокзала на улице Черниговской.

Начало пути

Ромодановский вокзал был построен в 1904 году. Имя архитектора, создавшего проект, к сожалению, ныне неизвестно. Через это двухэтажное здание на правом берегу Оки, с изящной отделкой, украшенное двумя «башенками» с куполами и шпилями, ежедневно проходило множество людей.

Ромодановский вокзал, относившийся к Московско-Казанской железной дороге, обеспечивал пассажирское и грузовое сообщение по железнодорожной линии Тимирязево – Нижний Новгород с населёнными пунктами южной части Нижегородской губернии и Среднего Поволжья.

Своё первоначальное название он получил по пункту назначения – посёлку Ромоданово в Мордовии (с 1922 года – Красный Узел). Впоследствии и вокзал дважды переименовывали: в 1930-е годы – в Арзамасский, а в 1950-х, когда поезда стали и отправляться до Казани – в Казанский, и об этом напоминает его современный адрес: Казанская площадь, дом 1.


Сегодня улица Черниговская, идущая вдоль набережной Оки – уголок спокойный и довольно малолюдный. Но в начале XX века жизнь близ вокзала кипела. Рядом с ним располагались мукомольные предприятия известных нижегородских промышленников Дегтярёвых и Башкировых, корпуса различных предприятий, склады. А у окских пристаней теснились многочисленные суда.


К вокзалу примыкала самая большая в городе стоянка извозчиков, здесь же были гостиницы и доходные дома, трактиры, лавки, жилые дома для работников станции. В самом вокзале находился ресторан-буфет с очень приличной кухней, так что многие нижегородцы даже специально приезжали сюда обедать.


Отправляясь в путь с Ромодановского вокзала, пассажиры любовались зеленью высокого склона и речными просторами, потому что до станции Мыза поезда шли на тихом ходу. Но делалось это, конечно, не из-за прекрасного вида, а ради предосторожности – огромной проблемой для железнодорожников стали оползни.


Еще на этапе строительства сход грунта сдвинул сроки сдачи вокзала на два года, а впоследствии в откосе вдоль путей пришлось устраивать подпорные стенки и вручную пробивать несколько десятков штолен для отвода грунтовых вод. Многие из них сохранились до наших дней.

Страницы истории

С 2003 года Ромодановский вокзал стал для компании «НоваКард» офисом, производственной базой и стартовой площадкой на пути на мировой рынок. В 2011 году как итог этого большого проекта увидела свет книга «Ромодановский вокзал: 110 лет истории», подготовленная нижегородским издательством «Кварц» сразу к двум важным датам: 110-летию начала регулярного пассажирского сообщения от этого вокзала и 20-летию компании НоваКард.

В ней собрана, пожалуй, самая полная информация о Ромодановском вокзале и Тимирязево-Нижегородской линии железной дороги в контексте истории Нижнего Новгорода и всей страны. Книга содержит множество архивных фотографий, чертежей, документов, иллюстрирующих все этапы истории вокзала: строительство, эксплуатацию до революции и в советское время, упадок и запустение, новую жизнь в ином качестве.

Издание поступило в библиотеки и книжные магазины города, чтобы с ним могли ознакомиться нижегородцы – все те, кому дорого архитектурное наследие и историческая память. Его получили в подарок деловые партнеры компании НоваКард.

Железная дорога

Железная дорога, проложенная здесь вдоль Оки, медленно поднималась к станции Мыза и была исключительно живописна. Она направлялась на окраину села Ромоданово, на севере современной Мордовии. Узловая станция неоднократно меняла название: Ромоданово, затем Тимирязево и, наконец, с 1922 года – Красный Узел. Новый городской вокзал на набережной Оки тоже менял название не раз: сначала Ромодановский, в 30-х годах Арзамасский, а затем Казанский. В расписании 1913 года мы находим три поезда с Ромодановского вокзала – до Лукоянова, Тимирязева и Харькова. В 1937-м отсюда уходят дальние поезда на Харьков, Рузаевку и Арзамас, три пригородных до Кудьмы и еще один – до станции Металлист в городе Павлово. Только в 50-х открывается самый популярный маршрут этого направления – в Казань. О путешествии с Ромодановского вокзала осенью 1902 года писал Л. Н. Андреев в очерке «Волга и Кама». Станция Нижний Новгород-Казанский располагала, кроме вокзала, двумя – локомотивным и вагонным – депо (ликвидированными в 1965 году), вела работу с грузами, перевалку на речной транспорт. В 1936–1945 годах она относилась к Казанской железной дороге, затем к Горьковской.

Мерзость запустения

Тем временем на другом берегу Оки активно развивался еще один транспортный узел – Московский вокзал, который обеспечивал сообщение Горького с Владимиром и далее с Москвой. В 1961 году был построен Сартаковский железнодорожный мост через Оку, благодаря которому отправлять поезда дальнего следования в южном направлении стало возможно и с Московского вокзала.


Казанский вокзал стал пригородным, залы ожидания заметно опустели. Часть помещений передали под обучение студентов-железнодорожников.


Оползень, произошедший в 1974 году, стал причиной тому, что и железная дорога, и вокзал были окончательно выведены из эксплуатации. Восстанавливать заваленные грунтом пути оказалось слишком сложно и затратно. Поэтому оставшиеся рельсы демонтировали, а вокзал постепенно покинули последние служащие и студенты, и он стал приходить в упадок.


Уже закрытому старому зданию суждено было еще раз побыть вокзалом – в киноэпопее по роману А. Толстого «Хождение по мукам» (съемки велись в середине 1970-х годов).


В 2001 году здание вокзала, пустовавшее более 20 лет, выкупила компания НоваКард под создание производства банковских карт.

История Ромодановского вокзала

Новая жизнь

Несмотря на то что в 1993 году Ромодановский вокзал получил статус объекта культурного наследия регионального значения, к началу двухтысячных он представлял собой руины. Именно поэтому решение Владимира Крупнова приобрести столь проблемный объект шокировало его коллег и близких.

Сама покупка обошлась новому владельцу относительно недорого, зато реставрация по историческим фотографиям и чертежам и приспособление здания под современное производство потребовали огромных денег, которые пришлось выплачивать последующие 10 лет.

Но Владимир Крупнов не просто возрождал объект культурного наследия. Он по крупицам восстанавливал важную часть своих воспоминаний из детства, которое прошло в этих местах. На несколько лет он потерял покой и сон, поначалу даже не веря в успех своей затеи, и днями пропадал на объекте.


Руководил проектом реставрации архитектор Виктор Зубков (1948–2013). Специалистам архитектурной мастерской Зубкова удалось не только в деталях воссоздать внешний вид Ромодановского вокзала, включая входную группу, башенки, лепные украшения фасада, но и встроить дополнительные помещения для производства в пространство между левым и правым крылом – там, где ранее находились пассажирская платформа и железнодорожные пути.


Работы шли в строгом соответствии с требованиями по безопасности международных платежных систем, но с таким уважением к исторической памяти, что даже помещение столовой спроектировали на том же месте, где в былые времена находился ресторан-буфет.


Эпилог

По мнению многих, Ромодановский вокзал – один из самых красивых в Европе производственных объектов на сегодняшний день.


«За годы существования вокзала здесь прошли миллионы людей. Удивительно, что сегодня это место снова связано с миллионами судеб – всех тех, кто каждый день пользуется банковскими картами и телефонами с SIM-картами, которые выпускаются у нас на предприятии «НоваКард». Это те ниточки, которые нас связывают», – размышляет Владимир Крупнов.


* Улица Черниговская – это нижняя набережная Оки. Oна создавалась в общей системе градостроительных преобразований Нижнего Новгорода в 1834–1839 гг. по проектам архитекторов Ефимова и Готмана. Устройство набережной совпало с сильным пожаром 1836 года, когда вся старая преимущественно деревянная застройка выгорела. После этого вдоль Оки предписывалось возводить исключительно каменные здания. Так, к концу XIX века на улице Черниговской сформировался цельный архитектурно-промышленный комплекс, состоявший из доходных домов, гостиниц, корпусов крупных промышленных предприятий. В то время здесь, на набережной Оки, бурлила жизнь: была одна из самых крупных стоянок городских извозчиков, у берега толкались многочисленные суда, количество которых в дни Всероссийской ярмарки увеличивалось в разы. Сейчас образ улицы Черниговской сохраняется в том виде, в каком он сложился к концу XIX века, хотя у отдельных исторических зданий внешний вид несколько искажен многочисленными переделками, пристройками к фасадам, разрушениями и утратой отдельных элементов.
Здание компании "НоваКард" летом

Здание компании "НоваКард" летом

Офис компании "НоваКард" (2012) - автор: Сперанский А.И. (вид с набережной р.Оки)

Офис компании "НоваКард" (2012) - автор: Сперанский А.И. (вид с набережной р.Оки)

Здание в период реставрации.

Здание в период реставрации.

Здание в период реставрации.

Здание в период реставрации.

Здание в период реставрации

Здание в период реставрации

Здание в период реставрации.

Здание в период реставрации.

Здание Ромодановского вокзала в 2001 г.

Здание Ромодановского вокзала в 2001 г.

Фото здания вокзала 1963 год (автор: Сперанский К.А.)

Фото здания вокзала 1963 год (автор: Сперанский К.А.)

Ромодановский вокзал. Вид с полотна железной дороги

Ромодановский вокзал. Вид с полотна железной дороги

Вид на р. Оку и здание Ромодановского вокзала.

Вид на р. Оку и здание Ромодановского вокзала.

Проводы на фронт санитарного отряда с Ромодановского вокзала. Фотография М.Дмитриева (1914 г.)

Проводы на фронт санитарного отряда с Ромодановского вокзала. Фотография М.Дмитриева (1914 г.)

Ожидание прибытия поезда

Ожидание прибытия поезда

Ж/д станция "Нижний Новгород". Пассажирское здание. Фасад со стороны ж/д путей

Ж/д станция "Нижний Новгород". Пассажирское здание. Фасад со стороны ж/д путей

Ж/д станция "Нижний Новгород". Пассажирское здание. Фасад со стороны площади

Ж/д станция "Нижний Новгород". Пассажирское здание. Фасад со стороны площади

Ромодановский вокзал и мельница М. Башкирова

Ромодановский вокзал и мельница М. Башкирова

Спасибо

Ваше собщение отправлено, мы с вами свяжемся в ближайшее время.

Спасибо

Нам важно мнение каждого нашего клиента